Для того чтобы внимание читателя не занимать банальными истинами, что техника с большим содержанием деталей из композитов является современной, а исключительно стальная техника, является однозначно перетяжеленной, предлагается разделить понятия «боевые характеристики» и «боевая эффективность».
Боевые характеристики техники — это технические характеристики систем вооружения и управления, систем защиты, характеристики силовой установки и ходовой части. Технические характеристики обеспечиваются при условии, что экипаж хорошо обучен. Все системы правильно и в полном объеме обслуживаются и исправны.
Боевая эффективность техники — это комплексное понятие, характеризующее возможность выполнения образцом техники боевой задачи. В первую очередь сюда входят сам образец техники с его боевыми характеристиками. Экипаж с учетом его боевой и технической подготовки, психологического и физического состояния. В это понятие входят системы технического обслуживания и материально-технического обеспечения, включая их эффективность с учетом профессионализма их личного состава.
В части роли человека, экспертным сообществом за аксиому принято, что наибольшую боевую эффективность имеет та модель техники, конструкция которой обеспечивает экипажу максимальный комфорт и защиту при работе в боевых условиях.
1. Не съемная броневая защита корпуса и съемная дополнительная защита корпуса.
Не будем останавливаться на характеристиках, принятой на вооружение модели транспортера. Опишем конструкцию, которую транспортер по нашему мнению должен иметь после модернизации.
Несущий корпус транспортера предлагается выполнить из броневой вязкой стали толщиной 6мм. Выбор толщины стенки корпуса обуславливается высокими динамическими нагрузками, возникающими при воздействии на корпус ударной волны фугасного взрыва 6-8 кг ВВ. возле борта транспортера. При меньшей толщине корпуса, вопрос выживания людей снимается с повестки дня, в виду полного уничтожения жизненного геометрического пространства в обитаемом отсеке.
Дальнейшее увеличение толщины корпуса транспортера не желательно из-за неприемлемого увеличения собственного веса машины.
Задача повышения пулевой и осколочной стойкости корпуса решается путем применения композитов. Кроме оптимизации веса корпуса, композитная броня позволяет увеличить внутренний объем транспортера за счет отказа от наклона бортовых листов.
Для рейдовой машины увеличение внутреннего объема корпуса является особенно актуальным. В виду необходимости большого запаса возимых материальных средств, для обеспечения автономного проживания людей и боевых действий в арктических условиях. По принятым правилам, экипаж не покидает машины на зараженной местности до 5 суток.
С точки зрения баллистики бронебойной пули, при применении стальной брони, большой наклон листов важен. Однако при применении композитной брони наклон брони не актуален и в некоторых направлениях подлета пули, вреден. На половине углов встречи отличных от 00, композитная броня перестает работать стабильно в результате этого вероятность пробития становиться непредсказуемой.
Для бортовых проекций небольшой, допустимый менее 100, угол наклона брони, исходя из сокращения внутреннего объема, бесполезен даже для стальной брони. Поэтому предлагается применять вертикальные бортовые и кормовые проекции броневой защиты. Исключение может составлять только нижняя лобовая проекция первой и второй секции. Наклон проекции требуется для обеспечения проходимости транспортера на слабых грунтах и гидродинамического профиля при плавании. Также необходим небольшой технологический наклон до 200, верхнего листа лобовой проекции, первой секции.
Противопульная защита корпуса легкой бронированной техники до уровня защиты Бр-4, как правило, выполняется из основного гомогенного материала корпуса, например, стали или алюминиевого сплава. Это является экономически целесообразным и тактически оправданным. Могущество действия на цель, 5,45х39 мм патрона с пулей ПП. инд. 7Н10 и 7,62х39 мм патрона с пулей ПС. инд. 57-Н-231, требует толщины стальной брони более 10 мм. Что составляет вес стали свыше 100 кг/м2.
В результате анализа статистических данных и с учетом мнения привлеченных экспертов, сделан вывод, что уровень бронирования Бр-4 любой рейдовой машины, в условиях современного боевого столкновения низкой интенсивности является недостаточным. Однако с точки зрения аэро мобильности транспортера, государственному заказчику уровень защиты Бр4 необходим. В случае защиты по уровню Бр4, применение композитных бронепанелей из плоской керамики дает вес брони 72 кг/м2. Вес монолитной стальной брони в этом случае 126 кг/м2, вес разнесенной стальной конструкции брони 100 кг/м2.
Исходя из приведенных весовых параметров, оптимальным признается вариант разнесенной стальной конструкции. С минимальной ценой и с общим, расчетным весом брони транспортера 10 тон. Для повышения аэро мобильности транспортера необходимо предусмотреть снятие одного слоя разнесенной брони. При применении решении о снятии одного слоя разнесенной стальной брони, уровень защищенности снижается до Бр-3.
9 мм пистолет Ярыгина, дистанция 5 м, инд. 6П35, 9х19 мм патрон с пулей Пст. инд. 7Н21. Общий расчетный вес брони транспортера снижается до 4,8тн.При повышении уровня защищенности транспортера до уровня Бр-5, возникает возможность снижения общего веса брони за счет применения композитных материалов. Например, для уровня защиты Бр5: вес гомогенной стальной брони 130 кг/м2 общий вес стальной брони транспортера в этом случае 13тн. Вес композитной, аналогичной брони 80 кг/м2, общий вес композитной брони транспортера 7,5тн. Экономия веса двухзвенного транспортера 5,5тн. Это значительная величина для обеспечения полезной нагрузки машины находящейся в рейдовой операции.
Экономическая составляющая уровня защиты Бр-5. 7,62х54 мм патрон с бронебойной пулей Б-32, дистанция 10 м, инд. 7-БЗ-3, винтовка СВД, 7,62-мм. инд. 6В1:
Стоимость всей площади композитной брони, уровень защиты Бр-5 в проекте составляет не менее 40 млн. руб. Имеется техническая возможность отказа от композитной брони в пользу разнесенной брони. Если будет применяться вариант разнесенной стальной брони, то цена снизится, а стальная броня транспортера будет тяжелее композитной на 2,6тн, что весьма значительно.
Для применения дополнительной защиты до уровня Бр-6, 12,7х108 мм патрон с бронебойной пулей Б-32, дистанция 50 м, инд. 57-БЗ-542. Необходимо решить вопрос снятия с транспортера защиты класса Бр-5. Иначе происходит наложение веса защиты Бр-6 на защиту Бр-5, что дает в сумме общий вес брони 16,9тн. Такой вес является неприемлемым по многим причинам. Исходя из этого факта, защита уровня Бр-5 должна быть съемной при любом ее исполнении.
Дополнительная защита корпуса от калибра 12,7 мм, уровень Бр-6, выполняется частично стационарной на верхней лобовой проекции первого звена, остальные защищаемые проекции проектируются съемными.
Предлагается для уровня защиты Бр-6, верхней лобовой проекции первого звена применить закладные детали блоков композитной брони на сталь корпуса толщиной 10мм, с незначительным технологическим наклоном близким к 200 , верхнего стального лобового листа. Нижняя лобовая проекция выполняется из разнесенной стальной брони. Общая толщина стали 20 мм и наклон 30-450. Один слой нижней проекции разнесенной лобовой брони должен быть съемным.
Отдельный блок композитной брони класса защиты Бр-6, должен весить не более 25 кг. Так как установка блока брони большего веса технологически становиться не оправданно сложной. Вес композитной защиты Бр-6 около 100 кг/м2. Поэтому размер одного блока брони будет менее 500Х500 мм. Способ установки блоков композитной брони бортовой, задней и верхней проекции, предлагается на закладные детали корпуса транспортера. Общий расчетный вес брони транспортера уровня защиты Бр-6 предполагается 10тн. Из них съемная броня будет весить 9тн. Несъемная, композитная броня верхней лобовой проекции будет весить 1тн.
Экономическая составляющая уровня защиты Бр-6:
Стоимость бронирования несъемного верхнего листа передней проекции, первого звена транспортера до уровня Бр-6 около 5 млн. руб.
Стоимость съемного бронирования боковых проекций, задних проекций и горизонтальных проекций крыши, уровня защиты Бр-6, примерно 40 млн. руб.
Рис.1 Верхняя и боковая поверхность боевой машины, защищенная стальной разнесенной броней секторного исполнения. Аналог класса защиты Бр5. ГОСТ Р 50744-95.
Рис.2 Образцы композитной брони, подготовленные к испытаниям.
Альтернативные варианты бронирования.
Классическим вариантом уровня защиты Бр-6 является 20мм гомогенная наклонная стальная броня. Вес брони 160 кг/м2. Общий вес защиты транспортера со всех ракурсов составляет 16тн. Для вертикального бронирования необходимо применение 25 мм гомогенной стальной брони. Вес 200 кг/м2. Общий вес брони транспортера составляет 20тн.
При осуществлении требования заказчика об обеспечении передней проекции (лоб) уровнем защиты от бронебойной пули Б-32 калибра 14,5мм, предлагается сделать этот уровень защиты стационарным, вместо уровня защиты БР-6. Так как варианты применения съемной защиты от пули Б-32 калибра 14,5мм являются для экипажа физически не приемлемыми. И без применения специального оборудования в полевых условиях не осуществимым.
Классической стационарной защитой от бронебойной пули Б-32 калибра 14,5мм, является гомогенная сталь толщиной 30мм и весом 240 кг/м2. Композитная броня будет весить около 180 кг/м2. Это дает экономию на передней проекции защиты транспортера более 500 кг.
Расчетная стоимость изготовления защиты верхнего и нижнего лобового листа первого звена транспортера составляет 7млн.руб.
2. Нейтрализация вторичных осколков внутри транспортера.
Во всех внутренних отсеках транспортера на броню необходимо установить противоосколочный термостатированный подбой. Даже при не пробитии стальной брони возникает поток мелких осколков. Отсутствие противоосколочного подбоя является прямым путем к выходу из стоя агрегатов транспортера от любых мелких осколков внутренней поверхности брони. Что в экстремальных низких температурных условиях вызывает гибель экипажа транспортера.
Подбой предлагается изготавливать из композитного материала без применения «СВМ», «Русар» (арамидных волокон). Так как ткань из арамидных волокон в условиях перепада температур быстро теряют защитные свойства (2-4 года), а ее стоимость достигает 100000 рублей за 1 м2 противоосколочного подбоя.
Предлагаемая конструкция композитного противоосколочного подбоя с термоизоляцией из полиэтилена, устанавливается путем приклеивания на внутреннюю поверхность корпуса транспортера.
3. Противопульная защита поворотно-сцепного устройства, энергетических магистралей и скорострельных пушек.
Противопульная и осколочная защита поворотно-сцепного устройства и энергетических магистралей имеет большое значение, так как даже частичная утрата энергетических коммуникаций между первым и вторым звеньями приводит к утрате проходимости транспортера по бездорожью и боевой ценности всего комплекса. Также это ставит под угрозу выживание экипажа.
Рис.3 Аналог защиты поворотно-сцепного устройства и магистралей.
Геометрические размеры бронированного защитного устройства примерно 1000Х1000 мм. Предлагаемое устройство имеет четыре степени свободы. Верхнее герметичное покрытие с системой удаления внутренней влаги служит для защиты от грязи и льда. Устройство выполнено в виде трехслойного тоннеля состоящего из набора плоскопараллельных броневых пластин соединенных подвижными втулками. Верхний слой служит для защиты от грязи и образования льда. Второй и третий слои выполнены из броневой стали и броневого противоосколочного композита. Устройство обеспечивает класс защиты Бр-3. Противопульная защита поворотно-сцепного устройства и магистралей весит 40 кг/м2.
Защита скорострельных пушек имеет аналогичный характер с дополнением терморегуляции стволов и автоматики. Термостатированное устройство для артиллерии изготавливается из композиционных материалов с жидкостным наполнителем. Устройство автоматически поддерживает температуру артиллерийского комплекса на марше и в бою в диапазоне от -200С до +1000С. Температура атмосферного воздуха от -600С до +400С. Композиционный материал препятствует образованию льда.
4. Повышение комфортабельности обитаемого пространства транспортера за счет применения облегченных изделий из композиционных материалов.
В Российских образцах техники до недавнего времени традиционно комфорт человека управляющего машиной обеспечивался по остаточному принципу. Широко известны исследования ученых, в том числе и военных посвященных данной проблематике. Например. Увеличение времени реакции утомленного человека на 0,1 секунды ведет к повышению вероятности аварии у водителей на 10%. При суточном марше с закрытыми люками возможность обнаружение целей для оружия или опасной дорожной ситуации снижается на 40% – 60 %. Человек является интегратором и регулятором тактических и технических характеристик машины. Человеческое звено остается наиболее слабым компонентом системы «человек - машина» .
Температура воздуха внутри не термостатированной утеплителем машины, становится болезненной для экипажа уже при наружной температуре воздуха ниже – 200С. При этом влажность в машине может достигать 75% - 95%.
Эти условия приводят к повышению уровня простудных заболеваний, заболеваниям кожи и глаз к обморожениям рук и ног. Что сказывается на боевой эффективности вооружения. В частности, потенциальные возможности артиллерийских орудий недоиспользуются на 40 %, ЗРК (зенитных ракетных комплексов) в условиях боя – на 20%, танков – на 50 %.
В условиях низких температур большое значение имеет термостатирование обитаемого пространства корпуса транспортера. Длительное нахождение людей в сидячем обездвиженном положении при резком послойном перепаде температур в обитаемом отсеке приводит к потере боеспособности. В существующих образцах российской бронированной техники при температурах наружного воздуха ниже -200С на полу машины не тает снег, а на уровне головы сидящего человека температура воздуха достигает +200С. В таких условиях о долговременной работоспособности экипажа речи идти не может. При длительном марше или привале личный состав должен иметь возможность снять теплую одежду и обувь для просушки от пота и снега. Воздушная атмосфера обитаемого отсека должна быть сухой и теплой от пола до потолка. Наряду со специальными агрегатами фильтрации, подогрева и осушки воздуха большое значение имеет термоизоляция корпуса. При ее не правильном расчете любые осушительные системы со своей задачей не справятся.
Точка росы теплоизоляционного материала на корпусе при перепаде температур от -600С до +200С не должна, находится внутри обитаемого пространства транспортера. Толщина теплоизоляции не должна значительно влиять на полезный внутренний объем транспортера. Теплоизоляция не должна выделять ядовитых газов и поддерживать горение. Срок службы теплоизоляции не должен быть меньше 10 лет. Вес теплоизоляции должен быть минимальным.
Таким комплексом свойств в отдельности не обладает ни один из известных материалов. Поэтому предлагаются специальные конструкторские решения с использованием многослойных композитов.
5. Конструкция противоминной защиты корпуса.
Противоминная защита корпуса конструктивно разделяется на следующие блоки.
1). Организация оптимального прохождения ударной волны по нижним, днищевым обводам корпуса.
2). Поглощение ударной волны и продуктов взрыва материалом днища.
3). Нейтрализация дополнительных повреждений наносимых днищу корпуса транспортера торсионами, карданами и другими агрегатами трансмиссии.
4) Индивидуальная защита людей от поражающих элементов и факторов взрыва.
1). Организация оптимального прохождения ударной волны по нижним, днищевым обводам корпуса.
Слабым местом всех гусеничных машин является над гусеничная полка корпуса, где происходит концентрация механических напряжений при подрыве на мине. Поэтому на этапе проектирования корпуса, необходимо максимально увеличить угол между вертикальной стенкой корпуса и горизонтальной над гусеничной полкой корпуса. Увеличение угла можно достигнуть несколькими вариантами решений.
Эффективным вариантом увеличения угла в этом узле сопряжений деталей корпуса является применение поглощающего энергию взрыва композитного материала оживальной (плавного изгиба) формы.
Небольшое профилирование днища в виде V снижает энергию ударной волны эквивалентную мощность взрыва 1 кг ВВ. Но в тоже время уменьшает клиренс машины на 150 мм. На стоимость днища такое профилирование не влияет.
2). Поглощение ударной волны и продуктов взрыва 6 кг ВВ, материалом днища.
Для поглощения ударной волны и продуктов взрыва классически применяется разнесенный вариант стальной брони. Внешний слой 30мм внутренний слой 10мм. Вес днища 320 кг/м2. Полный вес противоминной защиты транспортера 10 000 кг. Такой вес для машины является неприемлемым.
Композитное противоминное днище для защиты от 6 кг ВВ. весит около 200 кг/м2. Полный вес противоминной защиты транспортера 6 000 кг.
Применение предлагаемых композитных материалов снижает вес противоминного днища на 40%. При снижении веса подрываемого под гусеницами ВВ, можно снизить вес композитного противоминного днища до 30 кг. кв/м.
Рис.5 Фрагмент противоминного композитного днища.
3). Нейтрализация дополнительных повреждений наносимых днищу корпуса транспортера торсионами, карданами и другими агрегатами трансмиссии.
При подрыве все внешние детали трансмиссии получают заряд кинетической энергии соответствующей поражающим параметрам осколка 155 мм фугасного снаряда. Эти устройства должны изготавливаться из легких материалов и рассчитываться с учетом траектории разлета и веса деталей трансмиссии.
4). Индивидуальная защита людей от воздействия продуктов взрыва фугасного заряда под днищем транспортера заключается в следующем.
1. Максимальная концентрация смертельного воздействия продуктов взрыва на человека происходит в глазницах черепа и ушных отверстиях. От воздействия на данные органы погибает более 50% личного состава. Поэтому необходима защита глаз и ушей от воздействия ударной и звуковой волны взрыва. Для этого на глаза должны быть одеты специальные очки, и уши защищены специальными наушниками.
2.Для защиты позвоночника и ног человека от переломов применяются сидения, изолированные от пола транспортера. Для избегания травм людей при переворачивании транспортера необходимо применение четырех точечных привязных ремней и подголовников кресел.
1. Использование композитных емкостей для воды бытового назначения.
Композитные емкости для жидкостей, в том числе для питьевой воды имеют вес в два раза меньше чем металлические. Могут изготавливаться сложной формы. Легко ремонтируются при сквозных пробоях. Не подвержены повреждению льдом при замерзании воды. В незаполненном виде не занимают место.
В качестве основного хранилища запаса питьевой воды (100л) предлагается использовать три мягких плоских емкости. Местом расположения емкостей являются борт и пол транспортера. Емкости подвешиваются и фиксируются сетками. Служат дополнительной теплоизоляцией и противоосколочной защитой. Имеют систему внутреннего электрического подогрева электропроводной углетканью. Собственный вес всех емкостей 5 кг.
Дополнительная питьевая емкость на 30 л располагается в моторном отсеке транспортера. Эта емкость имеет конструкцию пригодную для снеготаяния с использованием температуры выхлопных газов двигателя.
Композитные емкости для дизельного топлива и масел, имеют вес в три - четыре раза меньше чем металлические. Могут изготавливаться сложной формы, что важно для экономии места. Легко ремонтируются при сквозных пробоях. В пустом виде не занимают место.
В качестве основного хранилища предлагается использовать четыре мягких плоской формы емкости. Местом расположения емкостей избрано в двух вариантах. Наружная поверхность крыши и наружная поверхность бортовой проекция.
Расположение емкости на наружной проекции транспортера позволяет использовать слой топлива как дополнительную защиту от пуль и осколков. Известно, что 100 мм жидкости полностью лишает осколки размером до 4 мм пробивной способности, а пули значительно изменяют траекторию движения.
Баки имеют многослойную конструкцию, разделенную на герметичные отсеки. Помимо основного назначения хранения топлива, слои конструкции баков имеют следующие свойства.
1).Слой самозатягивания отверстия от пули. Этот слой изготавливается из материала, имеющего свойство быстро разбухать под действием вытекающего из отверстия дизельного топлива.
2). Слой поглощения и рассеивания радиолокационного луча от разведывательных и ударных средств противника.
3). Слой термоизоляции, для защиты топлива от низких температур, выполняется из негорючего материала малой плотности.
4).Система внутреннего подогрева топливного бака. Внутренний подогрев топлива производится от электрического нагревательного элемента на основе угольной токопроводящей ткани. Имеется аварийные устройства для применения химических одноразовых термоэлементов разогрева топлива и для применения факела паяльной лампы. Трубки для перекачки топлива изготовлены со съемной термоизоляцией, имеют систему индивидуального электрического подогрева на основе угольной токопроводящей ткани. И аварийного разогрева паяльной лампой.
5)Каждый бак оборудован индивидуальной автоматической системой пожаротушения на основе генератора огнетушащего аэрозоля.
6).Система крепления бака к корпусу позволяет осуществить быстрый сброс бака на землю.
Собственный вес емкостей около 10 кг.
7.2.На моторном звене транспортера монтируется расходный топливный бак металлической конструкции. Внутри бака находится устройство предотвращения взрыва воздушно топливной смеси. Наружная поверхность бака покрыта самозатягивающимся слоем материала для затягивания отверстия от пули. Бак находится в термокожухе с подогревом от выхлопных газов двигателя или химических источников тепла.
Бак оборудован индивидуальной автоматической системой пожаротушения и предотвращения взрыва. Масляный бак имеет аналогичную конструкцию.
Человек выделяет в сутки три литра воды и 0,5 кг кала. Вода выделяется в виде пота и при дыхании человека 1,5 литра. В виде мочи 1,5 литра. Нужно учитывать и занос снега на одежде и обуви. Рейдовая техника арктического назначения должна иметь системы удаления фекалий и влаги из жилого отсека. При температуре наружного воздуха -500С оправление естественных надобностей человека вне помещения становится не возможным. Необходимо учитывать и вероятность заражения наружного воздуха отравляющими веществами и радиацией.
На рисунке 6 изображен вариант устройства изготовленного из композитных материалов для приема мочи и кала. Прием фекалий производится раздельно. На рисунке через шланг с гигиенической насадкой моча попадает в пластиковый мочесборник. Из мочесборника моча периодически удаляется через бортовой подогреваемый электричеством клапан. Твердые фекалии попадают в индивидуальный, герметизируемый, одноразовый пластиковый пакет и складируются в специальной емкости, которая периодически освобождается через люк. Устройство приема фекалий может складываться в плоский вид и имеет вес менее 2 кг.
Рейдовая машина должна иметь устройство для приготовления пищи двух типов. С возможностью работы от электричества и от дизельного топлива. Устройство должно быть легким, герметичным, устойчивым к критическим наклонам машины и пожаробезопасным. Всеми эти условия могут обеспечить конструкционные композитные материалы.
Почти 50 лет назад произошло первое боевое применение противорадиолокационных ракет. Интерес к этому вооружению высок, существующие системы модернизируются, на рынке появляются новые изделия.
Поразительные результаты ПВО (противовоздушной обороны), продемонстрированные Российскими войсками в Сирии, запустили новый виток повышенного интереса передовых армий мира к средствам, предназначенным для уничтожения радиолокационных станций ПВО противника.
Например, американский флот принял на вооружение, и продолжает модернизацию варианта увеличенной дальности, противорадиолокационной ракеты AGM-88E AARGM (Advanced Anti-Radiation Guided Missile) компании Orbital ATK.
Ракета вошла в комплекс вооружения истребителя итальянских ВВС Tornado-ECR SEAD. В состав вооружения палубных истребителей F/A-18C/D Hornet и F/A-18E/F Super Hornet. Ракеты также предназначены для вооружения истребителей F-16 и F-15. Некоторое количество ракет имеется на вооружении ВВС Германии и Австрии. Ракета AARGM-ER совместима с внутренними отсеками вооружения истребителя F-35A/B/C Lightning-II.
Основные характеристики боевых частей ракет.
Масса взрывчатого вещества боевой части противорадиолокационных ракет от 45 кг до 150 кг. Количество готовых элементов осколков более 700 шт. Скорость разлета осколков достигает 2000 м/с. Угол разлета осколков 360 град. Масса осколка от 1 гр. до 30 гр. Тип взрывателя неконтактный с лазерным дальномером. Радиус поражения 150 м. Вероятность поражения антенны РЛС (радиолокационной станции) одной ракетой 0,7…0,9.
Боевое снаряжение ракеты предназначено для поражения цели осколками и фугасным воздействием. Поражение цели достигается подрывом ракеты на определенной высоте и дальности, по информации, полученной от радиовзрывателя или лазерного дальномера. Подрыв в районе цели может производиться и контактным взрывателем. Контактный взрыватель, как правило, является дублирующим.
Образование осколков при подрыве достигается дроблением наружной оболочки боевой части, которая имеет нарезы, соответствующие заданной массе и геометрической форме осколков. Угол разлета осколков составляет от 30 до 360 град.
Принимая во внимание высокую точность стрельбы, степень поражения будет зависеть непосредственно от характеристик боевой части ракеты и защитных свойств конструкции радиолокационной станции. Например, конструкции двух язвенного транспортера, вариант бронирования, которого описывается в статье.
Анализ характеристик боевого снаряжения ракет показывает. Ракеты имеют высокую вероятность поражения РЛС за счет большой энергии осколочного и фугасного воздействия и большой площади поражения.
Боевое снаряжение ракет способно пробивать броню толщиной более 10 мм. Расчеты показывают, что осколки, обладающие средней энергией, могут пробивать лист из мягкой стали толщиной 13 мм и броневой лист толщиной 6,5 мм.
Наибольшей разрушительной силой обладает боевая часть ракеты Martel весом 150 кг, которая способна пробивать броню толщиной до 20 мм. Дальность поражения осколочным воздействием может составлять для личного состава до 300 м, а боевой техники - до 150 м.
В связи с тем, что подрыв ракеты происходит в воздухе, образовавшаяся ударная волна увеличивает разрушительный эффект продуктов взрыва. Радиус эффективного фугасного действия различных типов ракет составляет от 7 до 35 м.
Исходя из того, что при изготовлении РЛС, не применяют броневой защиты, их поражение осуществляется при подрыве боевой части ракеты в радиусе более 100 м.
Проведенный анализ показывает, что ни один из способов защиты антенны радиолокационной станции нельзя считать надежным. На основании этого можно сделать вывод, что защита должна носить комплексный и эшелонированный характер.
Боевые порядки радиолокационных станций защищаются всеми методами за исключением одного. Полное отсутствие бронирования антенн РЛС.
Это делает РЛС в условиях интенсивных боевых действий изделием одноразового использования. Даже если атака авиационных противорадиолокационных ракет будет отбита на подлете. «Ослепление» антенн РЛС будет неизбежно от осколков снарядов артиллерии или вертолетов противника.
Участники боевых действий имеют негативный опыт выведения из строя РЛС от удара камнями по радио прозрачному корпусу антенны. Однако конструкторское сообщество не торопится принимать адекватные меры повышения живучести РЛС, ограничиваясь созданием слабо бронированных рабочих мест операторов.
Для сложившегося положения дел имеются объективные причины. Главное это перетяжелённая конструкция. Второе, нежелание заказчика увеличивать стоимость изделия.
Причины заслуживают серьезного исследования. В комплексном сравнении на одной чаше весов лежит финансовая стоимость бронирования. На другой чаше весов, оперативная цена, потерянных возможностей ПВО войск, из-за пробитой камнем или обломком льда антенны радиолокатора. Интуиция офицера подсказывает, что стоимость бронирования радиолокатора композиционной радио прозрачной броней на этих весах выглядит ничтожной.
Советник генерального директора по техническим вопросам ООО «СПГ-Композит»
Карпунькин Б.А.